Сайт воспитателя МБДОУ

"Детский сад №45"

г.Саров


Пахуновой Юлии Евгеньевны

Консультация для родителей

 

 

Вечер семейного отдыха «И снова вся семья» 2020. Центр культурного развития с. Лапыгино — описание, программа мероприятия, дата, время. Адрес места проведения — Старооскольский р-н, с Лапыгино, ул Центральная, д 103. Афиша

«Влияние семьи на развитие речи ребёнка»

Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей.

То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. На развитие речи ребенка в семье влияют: 1) позитивный психологический климат; 2) наличие полноценной речевой среды.

Для возникновения позитивного психологического климата в семье необходимы: эмоциональный контакт, эффективный стиль общения с ребенком, психологически спокойная обстановка, осознанный родительский сценарий, адекватное отношение родителей к различным проблемам ребенка.

Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без воздействия и помощи взрослого, будто бы ребёнок сам, постепенно овладеет правильным произношением.

Чистая, внятная речь – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям людей, которые окружают ребёнка, в какой среде ребёнок растёт и развивается.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.

Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Речи ребенка следует учить прежде всего путем примера. Если ребенок слышит правильную, отчетливую, ясную речь, он невольно воспринимает ее, и постепенно положительный навык приобретает могущественную силу привычки. Если же ребенок воспринимает какой-либо извращенный диалект, то или иное местное наречие, бранные слова, так же незаметно последнее становится его второй натурой. С недостатками речи очень трудно бороться как самому ребенку, так и педагогам. Поэтому так важно, что и в каком виде воспринимает слух ребенка впервые, наиболее восприимчивые годы его жизни. В это время закладывается фундамент, на котором позднее воздвигается все здание его речи. Это должны помнить все родители и все люди, окружающие ребенка в детстве. Все внимание, неустанное старание родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали правильную, ясную и логически последовательную речь. Говорить с детьми нужно обыкновенным правильным языком, медленно, ясно, громко. Особенно это касается детей, имеющих нарушения в речевом развитии. От простой и понятной песенки, рассказа, сказки, образно и увлекательно рассказанной где-то на диване или перед сном, выразительно прочитанного стихотворения или рассказа за столом, у которого собралась вся семья, душа ребенка расцветает и жадно впитывает впечатления добра и красоты, магическую силу слова, оставляя в ней неизгладимые следы. Семья является той средой, где беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, а ведь все это и является преддверием, фундаментом правильной литературной устной и письменное речи. В семье создается то и иное отношение к литературе. Домашнее самостоятельное ежедневное чтение детям вслух, рассказу у семейного очага, оживленные беседы с родителями и близкими дают направление литературному развитию детей, а стало быть, и развитию их языка.

Ознакомление детей с окружающим и расширение их словаря происходит не только в процессе обучения. Большие возможности для обогащения и расширения словаря представляет бытовая деятельности (еда, одевание). Чрезвычайно важна для развития словаря трудовая деятельности ребенка, его посильное в жизни семьи. Детям становится понятно значение многих слов, характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.

Каждое новое событие в жизни семьи – поездка к бабушке, посещение театра, музея, переезд на новую квартиру, работа в саду, огород является предпосылкой для получения ребенком новых умений, навыков, накоплению и активизации словаря для детей, имеющих речевые нарушения. Помимо работы по закреплению полученных в детском саду знаний, родители детей, страдающих речевыми нарушениями, должны постоянно пополнять словарный запас своего ребенка в быту. Успешное усвоение и накопление словаря ребенка происходит чаще всего в процессе совместной трудовой деятельности (приготовление пищи, стирке, глажении, шитье, уборка квартиры и т. д.). Дети с той или иной степенью недоразвития речи с большим трудом овладевают синтаксисом языка. Это проявляется в неправильном согласовании слов, ошибках в падежных окончаниях всех грамматических категорий, неправильном построении фразы. В этом случае родителям необходимо тактично указать ребенку на ошибку, не повторяя ее, правильно проговорить вариант, предложив ребенку повторить его.

Очень эффективным средством словарной работы в семье является игра. В игре ребенок познает мир, использует правила поведения, усвоенные в жизни, в игре развивается интеллект, речь. Очень важным фактором для развития языка ребенка является участие в игре взрослого (родителей или старших членов семьи). Игра со сверстниками лишь закрепляет полученные ранее умения, навыки, в то время, как игра со взрослым членом семьи уточняет и обогащает словарный запас ребенка, является мощным развивающим фактором.

Обогащение словаря детей происходит и в их творческой деятельности, в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов, соответствующих возрасту детей, чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова, благодаря сочетанию звуковых и зрительных восприятий. Большое значение для развития речи детей имеет беседа после просмотра кинофильма или спектакля, повторение новых, незнакомых ребенку слов и выражений.

Наша речь, наш язык является орудием социального общения людей. И мы, педагоги и родители, должны сделать все, чтобы дети овладели этим орудием. Но это возможно лишь в тех семьях, из повседневной жизни которых не выброшена родная литература, где горячо поддерживается и поощряется интерес ребенка, его вкусы и искания. Лишь в этой семье речь ребенка будет развиваться правильно и всесторонне.

Предлагаю рекомендации родителям по речевому развитию ребенка дошкольного возраста.

1. Общение с ребенком должно быть регулярным. Для этого достаточно 15 минут в день. Но оно должно быть содержательным, интенсивным и полезным.

2. При общении важно учитывать возрастные и личностные особенности ребенка. Общаться следует на интересные, понятные и актуальные для ребенка темы. Например, младшему дошкольнику интересны буквально все предметы, ребенку в старшем дошкольном возрасте – история конкретных вещей, освоение окружающего пространства. Можно спрашивать ребенка о том, что он видит, чувствует, думает, делает, предлагать варианты поведения в определенной ситуации и обосновывать то или иное решение.

3. Занимаясь с ребенком продуктивной деятельностью, следует комментировать совместно выполняемые действия, этапы задания, обсуждать выполненную работу.

4. При общении с ребенком важен искренний интерес родителей к самому процессу. Играя с ребенком, родители могут строить различные предложения: простые и сложные, распространенные и нераспространенные, создавая образец использования родного языка.

5. Необходимо сопровождать игровую деятельность комментариями, описывая словами все этапы игры.

6. Важно создать комфортную, теплую атмосферу во время игры: быть доброжелательным, улыбаться, поддерживать инициативу ребенка и подбадривать его.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. И правильно поступают те родители, которые стараются воздействовать на формирование детской речи с самых ранних лет.

Благодаря установлению доверительно- партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса (педагог – логопед – родитель, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутрисемейные конфликты и проблемы детей, создается благоприятный климат в семье, формируются детско – родительские отношения.

Список литературы:

1. Флерова Ж. М. /Логопедия. / Ростов Н/Д: «Феникс», 2008.

2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. /Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. / Ростов Н/Д: «Феникс», 2004.

3. Королозо Б. /Дети этого достойны только потому, что они дети. / М. : «ФАИР – ПРЕСС», 2003.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. /Родителям: как быть ребенком. / М. : «Астрель», 2009.

 

 

Дата последнего обновления страницы 21.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»