Цель: формирование представлений о статическом электричестве.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Вызывать радость открытий, полученных из опытов.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Образовательные задачи:
- Обобщать знания детей об электричестве.
- Расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку.
- Познакомить детей с причиной проявления статического электричества.
- Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающие задачи:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Материал:
- Две игрушки: одна с батарейкой, вторая без батарейки (руль).
- Пластмассовые палочки по количеству детей.
- Кусочки шерстяной ткани, шелка.
- Дидактическая игра "Собери картинку".
- Карточки "Правила пользования электроприборами".
- Письмо.
- Цветные шары.
-Телефон.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, когда я пришла утром в детский сад, то нашла под дверью письмо, давайте прочитаем его вместе.
«Дорогие ребята, пишет вам Золушка. Злая мачеха завалила меня работой по дому, потому что не хочет, чтобы я попала на новогодний бал. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок в доме, приготовить обед, погладить бельё. Тогда я обязательно попаду на бал».
Воспитатель: Дети, какие приборы могли бы облегчить труд Золушки?
Ответы детей.
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Ответы детей.
Воспитатель: Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их.
Ответы детей.
Воспитатель: А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. А подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете учиться в школу.
Воспитатель: Дети, а вы хотите, чтобы Золушка попала на бал?
Ответы детей.
- Сейчас каждый из вас сделает Золушке подарок, а какой - вы узнаете, собрав картинку. Собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно.
Дидактическая игра "Собери картинку".
Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.
Воспитатель: Картинки, каких предметов у вас получились?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, существует много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! А вы знаете, что электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, они могут поразить током. Но существуют специальные правила обращения с электричеством.
Воспитатель: Посмотрите на магнитную доску и объясните, какие правила пользования электричеством нарушаются?
Вопросы к детям:
- Что означает эта карточка? (нельзя вставлять в розетку какие-нибудь предметы)
- О чем рассказывает эта карточка?(нельзя трогать электроприборы мокрыми руками)
Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.
Игра "Ток бежит по проводам".
Ход игры:
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
После игры дети встают вокруг воспитателя.
Воспитатель: А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество.
- Надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно. Вот мы и в волшебной стране.
Опыты:
1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).
Воспитатель: Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).
- Давайте и наши шарики превратим в «волшебные», а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Вывод: в волосах тоже живет электричество.
2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
- Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (лежат спокойно).
- Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяной или шелковой ткани и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком ткани.
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в тканях из которых шьют одежду.
3. У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку - плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?
- Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей)
- Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.
Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.
- Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. Сейчас закройте глаза.
- Один, два, три, четыре, пять - вот мы в садике опять. На память об этой стране я дарю вам эти шарики.
- Посмотрите, Золушка звонит нам по телефону. Она благодарит нас за то, что при помощи электроприборов она смогла переделать всю работу и попала на бал.
Литература:
1. https://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv120.htm
2. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-staticheskoe-elektrichestvo-6360927.html