Конспект занятия "Приметы весны"
Цель: Составление описательного рассказа о весне.
Задачи:
а) образовательные:
- систематизировать знания детей о весне, весенних месяцах;
- обобщить характерные признаки весны;
- закрепить знания детей об использовании орудий труда в весеннее время.
б) развивающие:
- развивать связную речь при помощи составления описательных рассказов о весне; мышление; память.
в) речевые:
- закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;
- подбирать существительные и прилагательные, характеризующие весну, солнце, почки.
в) воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Словарная работа: набухают, пахучие, пашут, сеют, липкие, проталины, скворечники, инструменты.
Материал к занятию:
конверт, «письмо от медведя», картинки с изображением орудий труда, .
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением весны, чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок, разучивание поговорок, наблюдения на прогулке.
Ход занятия:
Орг. момент
Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!
Дети наши гости передали мне письмо. Давайте посмотрим от кого оно. Посмотрите, пожалуйста, на конверте кто-то нарисован. Кто же это?
Д: Белый медведь.
В: Да это белый медведь. Давайте прочитаем, что пишет нам белый медведь.
(открываю письмо и читаю)
«Здравствуйте, дорогие ребята!. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».
В. Вот такое письмо прислал нам медведь Умка.
/Прикрепляю картинку с изображением медведя «Умки»/
В. Расскажем Умке о весне?
Д. Да.
В. Я предлагаю для начала, вспомнить и сказать после какого времени года наступает весна?
Д. После зимы.
В. Скажите, пожалуйста, какой первый месяц весны?
Д. Март
В. Второй?
Д. Апрель
В. Третий?
Д. Май.
В.Весной происходит в природе много чудес,а кокое самое главное и самое первое чудо весеннее мы знаем?
Д.Солнышко
В. Солнце помогает Весне, и мир снова расцветает яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
Проводиться словесная игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают.
· Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон,).
· Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
· Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
· Солнце веселое, как… (песенка, клоун, ).
· Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)
· Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
· Солнце жаркое, как… (огонь, костер)
Вот какое разное солнышко весной .Дальше вспомнить о весне нам помогут лесные жители, они нас уже ждут(медведь, заяц, лиса).Что сними происходит весной?
Д. Медведи просыпаются от зимней спячки. Выходят из берлоги исхудавшие, голодные. Зайцы и лисы линяют-их шубка становится не такой пушистой и меняется окрас. Весной звери выводят потомство. Только у медведя детеныши появляются зимой и спят вместе с мамой в берлоге.
В.Я предлагаю собрать разрезные картинки. Соберите их и скажите, кто у вас получился. Работаем в паре.
В. Дети, мы ждём гостей. Кто это вы узнаете, когда разгадаете ребусы. По первым звукам названия предметов составьте слова.
- Кто это? (Грач)
- Грач, какая птица? (Перелётная).
- Кто это? (Сорока)
- Сорока, какая птица? (Зимующая).
- У вас на столе лежат карточки, переверните их, внимательно рассмотрите.Возле картинки грача положите картинкисперелетными птицами,а рядом с картинкой сороки-зимующих.
Весной птицы тоже выводят птенчиков.Давайте поиграем в игру:я буду называть птиц,а вы их птенцов.
У грача…(грачата)
У скворца….(скворчата)
У ласточки ….(ласточата)
У кукушки….(кукушата)
У соловья ….(соловьята)
аиста – аистенок,
у журавля- журавленок-
Ребята, попробуйте отгадать загадки о перелётных птицах, и догадайтесь о ком пойдёт речь.
Черный, проворный,
Кричит "Крак”,
Червякам враг (грач).
- Кто это? И как вы догадались?
- Это грач. Он кричит "Крак!” и любит червяков.
На мультимедиа появляется изображение грача.
Аналогичная работа проводиться с другими загадками.
На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его... (скворец).
- Дети, о каком дворце идёт речь? Что такое шест?
Кто на елке, на суку счет ведет: "Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
- Дети, почему вы так думаете?
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
Физкультминутка
-А сейчас я предлагаю вам загадать загадки для наших гостей. Загадки мы будем не только загадывать, но и показывать.
Март: Дует теплый южный ветер (дети имитируют движение ветра)
Солнышко все ярче светит, (дети поднимают руки вверх и разводят в стороны)
Грач горластый прилетает (дети бегут на месте, имитируя движение крыльев)
Что за месяц, кто узнает?( стоят на месте)
+Март (ответ гостей)
Апрель: Яростно река ревет
И разламывает лед (имитируют удары)
В домик свой скворец вернулся (над головой делают «крышу», присев)
А в лесу медведь проснулся( имитируют движение медведя)
В небе жаворонка трель( имитируют игру на дудке)
Кто же к нам пришел?( протягивают руки вперед)
+Апрель (ответ гостей).
Май: Зеленеет даль полей( Разводят широко руки)
Запевает соловей (прыжки на месте)
В белый цвет оделся сад( поочередно разводят руками в стороны)
Пчелы первые летят( кружатся на месте)
Гром грохочет( приседание)
Угадай, что за месяц это?
+Май (ответы гостей)
-Гости загадки отгадали, а вы немного отдохнули. Садитесь на свои места. Ребята, у вас на столах лежат карточки. На них изображены разные предметы. Я попрошу вас обвести эти предметы по контуру (грабли, ведерко, метла, молоток, гвозди, лейка, кисть, лопата, топор.
(дети обводят)
-Скажите, а как эти предметы связаны с весной? Что ими можно делать весной? (спрашиваю нескольких детей. Дети показывая свою карточку, отвечают полными ответами
+ Граблями сгребают мусор и старую траву. Кистью белят стволы деревьев. Гвоздями приколачивают скворечники. Лейкой поливают растения.
-Ребята, назовите эти предметы «ласково».( Дети образовывают слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов).
+Грабельки, топорик, ведерочко, молоточек, гвоздик, леечка, кисточка, лопаточка, метелочка
Воспитатель: Весною, как только растает снег растения начинают просыпаться: распускаются первые цветы,на деревьях набухают почки. Как называют первые цветы?? ( первоцветы). Выходите скорее на полянку.
Раз, два, три! Превратились дети в цветы.
Воспитатель спрашивает у нескольких детей: Ты какой цветок? (Дети называют первоцветы: подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш и т.д.)
Упражнение «Цветы»
Воспитатель: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.
|
Сначала опустили головки, |
Дети опускают головы, плечи, |
|
потом листочки. |
роняют руки вдоль туловища. |
|
А потом согнулся весь стебелек |
Приседают на корточки. |
|
до самой земли. |
|
|
Вдруг закапал дождь, |
Медленно встают, поднимают руки, |
|
и цветочки начали оживать. |
потом поднимают головки. |
|
Подул ветерок, |
Руки над головой, произносят звук «ш», |
|
зашумели стебельки. |
покачивают руками. |
|
Затих ветерок. |
Спокойно опускают руки. |
Раз, два, три! Стали мы опять детьми.
-Давайте напишем письмо медвежонку с вашими рассказами и отправим его вместе с рисунками, которые вы рисовали сегодня. Он будет все знать о весне и будет очень вам благодарен. А сейчас наше занятие закончено, отдыхайте.